УФАС online

В рамках проекта «УФАС online» Северо-Осетинское антимонопольное управление подвело итоги интернет – конференции  по теме «Актуальные проблемы применения законодательства о рекламе РФ».

На вопросы отвечает начальник отдела контроля органов власти, рекламы и финансовых рынков Юнона Хамицева.

Вопрос  1.

Какие наиболее частые нарушения наблюдаются в сфере законодательства о рекламе?

Использование в рекламе мелкого или нечитаемого шрифта является самым распространенным нарушением. В погоне за необходимостью указания в рекламе всех необходимых в силу закона условий при экономии расходов на площадь рекламоносителя (объем эфирного времени и т.п.) рекламодатели используют очень мелкий нечитаемый шрифт, представляя более привлекательную для потребителя информацию в ярких цветах и крупных размерах.

Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной информации - способом, затрудняющим ее восприятие (с учетом размера рекламной конструкции и шрифта текста рекламы, а также его местоположения), свидетельствует о недобросовестности такой рекламы.

Может быть признана ненадлежащий рекламой реклама, размещаемая на рекламной конструкции и содержащая все необходимые сведения, но из-за особенностей размещения рекламы (месторасположение над проезжей частью дороги, ограниченное время считывания информации, размер шрифта, которыми написаны существенные условия получения услуги, высота расположения рекламной конструкции)существенная информация указанная  в рекламе не будет доведена до потребителя надлежащим образом и соответственно указанная реклама не будет отвечать требованиям рекламного законодательства.

Вопрос 2.

В определенный момент случился настоящий аврал дел в отношении микрофинансовых организаций. Удалось ли сократить количество нарушений и как можно оценить ситуацию на этом рынке сейчас?

Действительно, в 2015-2016гг. наблюдался значительный рост возбужденных дел в отношении микрофинансовых организаций.

Основными тенденциями нарушения Закона о рекламе в части рекламирования финансовых услуг микрофинансовыми организациями  являются:

- отсутствие в рекламе наименования лица, предоставляющего соответствующую услугу.

При этом речь идет об использовании именно фирменного наименования юридического лица, указание в рекламе финансовой услуги товарного знака финансовой организации не является указанием ее наименования

В случае отсутствия наименования физического, юридического лица, оказывающего финансовые услуги, потребители вводятся в заблуждение, что недопустимо;

-  отсутствие в рекламе условий, определяющих фактическую стоимость кредита (займа) и влияющих на нее (указание наиболее выгодных условий).

К указанным условиям относятся: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в % годовых, а при применении переменной процентной ставки – порядок ее определения.

В рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

В случае, если фактически условия, являющиеся существенной информацией для потребителей рекламы,  представлены в рекламе мелким либо нечитаемым шрифтом, такая реклама может привести к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

По итогам  2017г. и истекшему периоду 2018г. можно сделать вывод о сокращении количества нарушений в указанной сфере.

Вопрос 3.

С жалобами на какие нарушения чаще всего обращаются в антимонопольное управление?

В настоящее время участились случаи обращения в антимонопольные органы с заявлениями о поступлении нежелательной рекламы путем СМС-сообщений.

Для установления нарушения указанной нормы антимонопольному органу необходимо обладать достаточными доказательствами. К таким доказательствам относятся: заявление абонента о получении им рекламы посредством электронной связи (с указанием номера телефона, на который поступило СМС-сообщение, а также номера телефона или буквенного обозначения, с которого поступила реклама), изображение рекламы, поступившей абоненту (фотография, скан-копия СМС-сообщения и т.п.), подтверждение факта поступления рекламы абоненту (например, детализация услуг связи от оператора, содержащая указание на факт соответствующего соединения), информация об отсутствии согласия абонента на получение такой рекламы, сведения о лице (лицах), распространивших указанную рекламу.

Вопрос 4

Есть ли какие-то специальные требования для смс-рекламы и как борется УФАС с недобросовестной смс-расслыкой.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Таким образом, распространение рекламных SMS-сообщений без согласия абонента на их получение не допускается.

В настоящее время разработана программа-приложение для мобильных телефонов, работающих на программе Android, позволяющая гражданам при получении нежелательного СМС-сообщения с рекламой автоматически отправлять заявление о данном факте в ФАС России (программа РосСпам). При этом к такому заявлению в автоматическом режиме присоединяется изображение СМС-сообщения, а также фотография (скан-копия) согласия гражданина на получение информации о его телефонных соединениях. В указанном заявлении также содержится почтовый адрес гражданина, а также информация об операторе связи, оказывающем гражданину услуги связи.