О трансграничной интернет-торговле, агрегаторах, электронном документообороте и угрозах, связанных с цифровизацией экономики

Обо всем этом рассказал заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин 5 апреля 2017 года на конференции "Интернет и Закон", организованной газетой «Коммерсантъ».

«Перемещение розничной торговли в интернет упростило приобретение покупателями на территории Российской Федерации товаров, поставляемых из-за рубежа, пересылаемых, в основном, в международных почтовых отправлениях. За последние 5 лет доля трансграничной торговли выросла в 10 раз (в стоимостном выражении, до 219 млрд рублей), увеличив долю в обороте интернет торговли с 8 до 29%» - заявил в рамках своего доклада Анатолий Голомолзин.

По его словам, основным фактором, влияющим на рост трансграничной интернет-торговли, является популяризация электронных торговых площадок (alibaba, eBay). Также на ситуацию повлияла возможность заказа через интернет самого широкого ассортимента товаров и эффективная, кардинально улучшившаяся за последние несколько лет работа Почты России по доставке товаров. Но на такую динамику повлиял еще ряд факторов.

Законодательные и организационные ограничения для параллельного импорта товаров, легальным образом введенных в оборот на территории других стран, заставили потребителей и торговые организации думать о других каналах. ФАС России вместе с коллегами из других стран работает над сокращением ограничений параллельного импорта, которые поставили организации торговли и потребителей в ЕАЭС в худшие условия, чем в других странах мира.

На смену разрешаемых ранее сложностей в экономике страны путем доставки «челноками» дешевых товаров из-за рубежа, пришли современные формы торговли через Интернет.

Наиболее значимой экономической предпосылкой для расширения масштабов дистанционной торговли по Интернету являются существенным образом отличающиеся условия налогообложения внешней и внутренней дистанционной торговли, онлай и офлайн торговли.

Для создания равных условий деятельности компаний интернет-торговли считаем необходимым разработать проекты нормативных правовых актов, предусматривающих:

- установление порядка применения налога на добавленную стоимость в отношении иностранных лиц, осуществляющих реализацию товаров с использованием сети Интернет, с учетом выявленных отношений, в том числе расчетных, покупателя, интернет-продавца и (или) электронной торговой площадки;

- снижение норм беспошлинного ввоза товаров в международных почтовых отправлениях через таможенную границу Таможенного союза до уровня, комфортного для потребителя, который не будет являться определяющим фактором для отказа от покупки.

В настоящее время в ФАС России действует рабочая группа в составе Минфина России, ФТС России, ФНС России, Минкомсвязи России, ассоциаций и представителей научного сообщества по проработке конкретный решений. В ближайшие полгода мы намерены подготовить конкретные предложения по этой теме».

Ценность сбора, обработки и визуализации информации обусловило появление нового участника на рынках – агрегаторов (рынки оптовой и розничной торговли, страхования, образования, перевозок, туристических услуг, другие), причем часто одно и то же лицо является «агрегатором» на разных рынках.

На конференции обсуждались положения подготовленного Роспотребназором законопроекта, регламентирующего деятельность агрегаторов. В ФАС России законопроект на согласование не поступал.

В практике ФАС России имеются случаи выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, когда ограничение на возможности деятельности агрегаторов приводят к существенным негативным последствиям.

Так, операторы подвижной радиотелефонной связи ввели порядок расчета с смс-агрегаторами за услуги рассылки сообщений от конечных заказчиков рассылки на сети операторов связи, согласно которому агрегаторы оплачивают смс-трафик, исходя из по-клиентского учета смс-трафика. В результате введения учета объема смс-трафика каждого клиента отдельно, тарифы на рассылку смс-сообщений для конечных заказчиков рассылок увеличились: на 116% (на сеть ПАО «МегаФон»), на 176% (на сеть ПАО «МТС»), на 77% (на сеть ПАО «ВымпелКом»), на 33% (на сеть ООО «Т2 Мобайл») (подробнее здесь).

В отдельных случаях это происходит вследствие применения вновь введенных норм отраслевых законов, ограничивающих возможности агрегаторов.

В настоящее время отсутствует определение, правовая регламентация деятельности «агрегаторов», что может привести к формированию различных подходов к регулированию в отдельных отраслях, включая возложение на агрегаторов различных по существу обязанностей.

По словам Анатолия Голомолзина, с целью исключения правовой неопределенности необходимо разработать проект федерального закона, вводящий определение понятия «агрегатор», его общих прав и обязанностей (в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). В случае наличия отраслевой специфики в отраслевом законодательстве, либо в законодательстве, регламентирующем соответствующие правоотношения (например, защиту прав потребителей), могут быть установлены особенности регулирования деятельности «агрегаторов».

Для функционирования рынков с использованием ИКТ необходимо создать базовую инфраструктуру электронного документооборота, в которой документы в электронной форме обладают всеми квалифицирующими признаками, как и бумажные.

С целью создания равных условий для организаций, обеспечивающих обмен электронными документами, среда обмена электронными документами должна быть единой и взаимоувязанной – то есть документы должны передаваться не в локальных замкнутых сетях, а по всей взаимоувязанной сети связи Российской Федерации.

С целью устранения выявленных проблем необходимо, в частности:

- разработать проекты нормативных правовых актов, вводящие механизм распознавания электронных документов (включая время, валидность, воспроизводимость), в том числе путем подписания электронной подписью;

- разработать проекты нормативных правовых актов, определяющие порядок создания, каталогизирования, обеспечение доступа к электронным документам; хранения, индексирования, поиска, создания перекрестных связей между электронными документами; воспроизведения, визуализации, формата предоставления электронных документов; модификации, исправления, уничтожения электронных документов; копирования, резервирования, репликации, выдачи дубликатов электронных документов.

Вместе с очевидной полезностью цифровизации экономики важно вовремя реагировать на угрозы, связанные с глобализацией рынков – по мере цифровизации глобальной экономики возрастает прямое влияние транснациональных корпораций на конкуренцию на российских рынках. В сфере ИТ влияние глобальных игроков является существенным, в том числе потому, что им принадлежат базовые платформы (например, операционные системы Google, Apple, Microsoft), они оперируют большими базами данных и современными методами обработки информации, под их алгоритмы подстраиваются пользователи услуг.

Мировые гиганты владеют пулами прав интеллектуальной собственности на программное обеспечение, оборудование и др. Действующие нормы не позволяют обеспечить равные условия для конкуренции для иностранных и российских поставщиков на смежных рынках в сфере ИТ. Вместе с тем многие государства (в том числе ЕС, США, Япония) определили порядок применения антимонопольного законодательства к действиям и соглашениям по обороту товаров, созданных с использованием исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Если национальная юрисдикция не готова противостоять неконкурентному поведению трансграничных компаний, могут возникнуть большие проблемы для конкуренции на рынке и, как следствие, для потребителей. Мы должны выработать совместную позицию по этому вопросу. Уже создана международная Рабочая группа по цифровой экономике (путем преобразования успешно действующей международной рабочей группы по роумингу (подробнее здесь), в рамках которой мы обсуждаем эти проблемы», - подчеркнул замглавы ФАС России.

 

 

Пресс-служба ФАС России