В России каждая компания перед нарушением может сама подсчитать свой будущий штраф

Делегация ФАС России приняла участие в работе Глобального форума по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)

1-2 декабря 2016 года форум посетили высокопоставленные представители конкурентных ведомств из более чем 100 стран мира. В рамках мероприятия страны-члены ОЭСР и другие государства обсудили вопросы конкуренции, а также связанные с ней экономические и правовые проблемы.

Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов, возглавляющий делегацию российского антимонопольного ведомства на форуме, в своем выступлении на круглом столе «Санкции в антитрасте» остановился на теме расчета штрафов по делам о злоупотреблении доминирующим положением и картелях.

Напомним, в России злоупотребление доминирующим положением, а также антиконкурентные соглашения, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, запрещены согласно Закону о защите конкуренции, применяемому в отношении всех компаний во всех секторах экономики.

Андрея Цыганова рассказал, что наиболее значимыми санкциями, используемыми антимонопольным ведомством, являются «оборотные» штрафы, устанавливаемые в границах от 1 до 15% от оборота компаний на соответствующих рынках. В 2008-2011 годах ФАС России провела ряд антимонопольных разбирательств в отношении крупнейших нефтяных вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ»). Нарушения компаний касались установления различных монопольно высоких цен, создания дискриминационных условий, незаконного изъятия товаров с рынка. По итогам дел хозсубъекты были вынуждены перечислить в федеральный бюджет около 20 миллиардов рублей в виде штрафов.

Говоря о санкциях, заместитель главы российского антимонопольного органа уточнил, что в России методика расчета штрафов закреплена законодательством. Случаи для определения минимального и максимального размера штрафов установлены Кодексом об административных нарушениях. В ряде случаев решение о размере штрафа принимается исходя из смягчающих и отягчающих обстоятельств, где каждое отягчающее обстоятельство увеличивает штраф на определенную долю.

ФАС России сама рассчитывает штрафы для компаний. При этом суд может пересматривать размеры налагаемых штрафов. В делах 2008-2011 годов в отношении нефтяных компаний, решения ФАС России были поддержаны Верховным судом Российской Федерации, после успешного прохождения всех трех предыдущих инстанций (суды первой инстанции, апелляционные и кассационные суды).

«Такое, как здесь выразились «агрессивное» правоприменение к злоупотреблениям со стороны государственных и частных крупных нефтяных компаний, на наш взгляд, необходимо. Оно также демонстрирует особенность применения российского конкурентного законодательства: равное отношение к нарушителям независимо от каких-либо внешних факторов и обстоятельств. Нашими «клиентами» в обсуждаемых делах были как российские, так и зарубежные компании, и частные, и государственные. При этом наибольший штраф был наложен на компанию, которая полностью принадлежит государству. Это было чем-то вроде образовательного процесса: если 10 лет назад на рынке нефтепродуктов мы должны были иметь дела с сотнями нарушений в год, то сегодня эта цифра сократилась до трех-четырех дел», - сказал Андрей Цыганов.

Что касается сложностей при расчетах штрафов, то они есть и в делах о злоупотреблениях, и в делах о сговорах. Для случаев доминирования основные сложности вызывают вопросы о корректном определении географических и продуктовых границ рынка, необходимых для определения размера штрафа. Кроме того, необходимо установить, влияет ли нарушение на конкуренцию, что не всегда очевидно.

В делах о картелях сложность при расчетах штрафов представляет проведение расследований, когда необходимо узнать схему сговора и определить правильное распределение вины на участников картеля - его инициаторов, организаторов и т.д. Также следует учитывать особенность российского антимонопольного законодательства, предусматривающую полное освобождение от ответственности для хозсубъекта, первым добровольно заявившего в ФАС России об участии в картеле, а также минимальный размер штрафа для второй и третьей компаний, предоставивших такую информацию.

Андрей Цыганов уточнил, что в делах о сговорах на торгах расчет штрафа для правонарушителей основывается не на размере их торгового оборота, а на цене контракта, по которому было совершено нарушение.

В конце выступления заместитель руководителя ФАС России подчеркнул, что российское антимонопольное законодательство настолько ясно описывает процесс расчета штрафов, что любая компания может самостоятельно подсчитать свой будущий ущерб перед совершением нарушения и принять правильное решение.

 

 

Пресс-служба ФАС России