На торгах договориться должно быть трудно, а обнаружить сговор легко

Юристы, специалисты антимонопольного ведомства и международные эксперты обсудили одни из самых опасных и труднодоказуемых нарушений законодательства – антиконкурентные соглашения

26 сентября в рамках «Недели конкуренции в России» прошел международный круглый стол на тему «Противодействие сговорам на торгах», организованный ФАС России совместно с Некоммерческим партнерством «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ».

По итогам мониторинга статистки возбуждения дел по статье 11 ФЗ «О защите конкуренции» в 2015 году их количество выросло на 68% (409 дел) по сравнению с 2014 годом (243 дела). Более 80% дел по картелям (232 дела) – сговоры на торгах.

Статс-секретарь – заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский рассказал участникам мероприятия, что торги в целом требуют повышения прозрачности. Он напомнил, что закупки органов власти и госкомпаний размещаются на сайте zakupki.gov.ru, торги органов власти на torgi.gov.ru, при этом торги имуществом госкомпаний никак не регулируются.

«Наша цель – сделать и закупки, и продажи максимально открытыми. Для этого нужно вывести все торги в электронный формат, установить жесткие процедуры для закупок госкомпаний и унифицировать правила продаж, - отметил он. – В итоге на торгах компаниям должно быть трудно договориться, а ФАС легко выявить сговор и доказать его».

Кроме того, замглавы антимонопольного ведомства подчеркнул, что необходимо ввести уголовную и административную ответственность за манипулирование на торгах и уголовную ответственность за сговоры заказчика и участника торгов.

Начальник Управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев рассказал о работе ФАС России по противодействию сговорам на торгах. Он отметил, что вывод торгов в электронную сферу и использование единых сайтов закупок и торгов будет способствовать упрощению доказательства нарушений.

Также начальник профильного управления добавил, что необходимо развивать систему сдерживающих факторов участников картелей и других антиконкурентных соглашений: «К их появлению ведет незнание компаниями запретов, экономические побуждения и отсутствие рисков быть пойманным и наказанным». По словам Тенишева, эти проблемы можно решить при помощи адвокатирования конкуренции, продвижения комплаенса, установления требования по подаче заявления от руководителя компании о его осведомлённости о запрете картелей и ответственности за них. Для борьбы с экономической выгодой участия в картеле необходимо повысить штрафы за нарушение и сократить сроки рассмотрения, а взаимодействие с правоохранительными органами будет способствовать неотвратимости наказания за антиконкурентное соглашение.

В рамках мероприятия участники рассмотрели гипотетический кейс по сговору на аукционе и обсудили сложные вопросы квалификации нарушения и его доказывания.

 

Справка:

Также в мероприятии приняли участие В.А. Рудомино, Председатель Совета Некоммерческого партнерства «Содействие развитию конкуренции в странах СНГ»; г-н. Казуо Оя, старший специалист по планированию Комиссии по справедливой торговле Японии; г-жа Курниа Щахрани, заместитель руководителя Комиссии по контролю за деловой конкуренцией  Индонезии; г-жа Тимошо Секгобила, Советник заместителя руководителя Комиссии по конкуренции Южно-Африканской Республики; г-н Хайнек Бром, первый заместитель руководителя Ведомства по защите конкуренции Республики Чехии.