Злоупотребление доминирующим положением карается законом

Сфера деятельности: Электроэнергетика

Северо-Осетинский филиал ОАО «МРСК СК» нарушил требования положений статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Действия Общества по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств индивидуальных предпринимателей Белоусовой О.Т., Бохова Р.Г., Симакова А.Н., Таутиевой А.А. противоречили и нарушали требования Федеральных законов

 
Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» обратилось в Арбитражный суд РСО – Алания к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РСО – Алания с заявлением о признании незаконным и отмене решения и предписания антимонопольного органа.  
Дело в том, что Северо-Осетинское УФАС России признало ОАО «МРСК СК» нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». А именно, Управление посчитало, что Общество злоупотребляло доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей Северо-Осетинскому филиалу ОАО «МРСК СК» при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих индивидуальным предпринимателям к распределительным электрическим сетям. Среди таких индивидуальных предпринимателей, чьи интересы, по мнению их самих и антимонопольного ведомства, были ущемлены, Белоусова О.Т., Бохов Р.Г., Симаков А.Н.,  Таутиева А.А.  И на основании этого решения антимонопольный орган выдал Обществу предписание, согласно которому «МРСК СК» надлежало устранить последствия нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Также предписывалось впредь не допускать нарушения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии. Объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям сетевым организациям и иным лицам.
Не согласившись с таким решением и предписанием антимонопольного органа, «МРСК СК» обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания.
 Как было видно из материалов Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» является сетевой организацией, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, а также деятельность по технологическому присоединению в границах балансовой принадлежности электрических сетей и иного электросетевого хозяйства. В его ведении и подчинении находится Северо-Осетинский филиал.  ОАО «МРСК СК» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии. Говоря об этом, важно отметить, что передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям. Услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя. Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Из Договоров на осуществление технологического присоединения, заключенных между «МРСК» и индивидуальными предпринимателями следовало, что стоимость технологического присоединения ИП Симакова А.Н. составила 5 870 руб. 50 коп. за 1кВт, ИП Бохова Р.Г. – 17 611 руб. 50 коп. за 3 кВт, ИП Таутиевой А.А. – 8 805 руб. 75 коп. за 1,5 кВт и, наконец, ИП Белоусовой О.Т. составила 11 741 руб. за 2 кВт с учетом НДС.
Указанные расчеты были произведены согласно пункту 3Постановления РСТ по РСО-Алания и Приложения №1к нему с изменениями, внесенными постановлениями Региональной службы по тарифам РСО-Алания, устанавливающим размер платы за технологическое присоединение к распределительным электрическим сетям СО филиала ОАО «МРСК СК» энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 30 кВт включительно, в размере 4 975 рублей без учета налога на добавленную стоимость.
Суд посчитал, что применение филиалом «МРСК СК» при технологическом присоединении к своим распределительным сетям  энергопринимающих устройств, принадлежащих индивидуальным предпринимателям такого тарифа необоснованным.
В соответствии со статьей 17 Правил и пунктом 71 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года №109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства РФ №119, размер платы устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
При этом сетевая организация в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение всего планового объема мощности указанных энергопринимающих устройств и определяет размер выпадающих доходов, планируемых для компенсации.
Указанные расчеты представляются в регулирующий орган, который в своем решении отражает размер экономически обоснованной платы и соответствующие выпадающие доходы сетевой организации от присоединения указанных энергопринимающих устройств. Размер устройств включается в тариф на оказание услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за техприсоединение к электрическим сетям в том же периоде регулирования, на который и утверждается плата за техническое присоединение.
Пунктом 17 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №861 с изменениями и дополнениями, пунктом 71 Постановления Правительства РФ «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», а также пунктом 14 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям установлено, что плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающих 15 кВт включительно, устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере - не более 550 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции РФ в целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федерального законодательства, законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. А потому суд посчитал, что применения платы за присоединение энергопринимающих устройств Белоусовой, Бохова, Симакова, Таутиевой,  максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, в размере более 550 рублей сбыло неправомерным.
Региональная служба по тарифам Правительства РСО-Алания направила в антимонопольный орган письмо с приложением калькуляции работ по мероприятиям, осуществляемым при технологическом присоединении. Из этого письма следует, что в калькуляцию тарифов входят в том, числе затраты на разработку сетевой организацией проектной документации в части балансовой принадлежности электросетей сетевой организации.
Симаков, Таутиева, Бохов и Белоусова подали заявку  на технологическое присоединение и это подтверждается штампами в регистрации входящей корреспонденции Северо-Осетинского филиала ОАО «МРСК СК». В указанной заявке индивидуальные предприниматели указали место нахождения точки присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих им магазинов, со сроками проектирования, с максимальной мощностью энергопринимающих устройств. К заявкам прилагались однолинейные схемы электрических сетей, подлежащие присоединению к электрическим сетям ОАО «МРСК СК». Однако Северо-Осетинский филиал ОАО «МРСК СК» заявки индивидуальных предпринимателей рассмотрел с нарушением пятнадцатидневного срока. Кроме того, Общество обязало предпринимателей согласовать заявку с отделом правового обеспечения Северо-Осетинского филиала «МРСК СК», а также изготовить проектно-сметную документацию на технологическое присоединение принадлежащих им энергопринимающих устройств к электросетям без разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, что стало нарушением требований, установленных Правилами.
При таких обстоятельствах, суд посчитал, что факт нарушения антимонопольного законодательства СО филиалом ОАО «МРСК СК» действительно подтверждается.
Северо-Осетинский филиал ОАО «МРСК СК» нарушил требования положений статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». Действия Общества по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств индивидуальных предпринимателей Белоусовой О.Т., Бохова Р.Г., Симакова А.Н., Таутиевой А.А. противоречили и нарушали требования Федерального закона «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», Федерального закона «Об электроэнергетике» Постановлений Правительства РФ «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации», Приказ Федеральной службы по тарифам. Этими действиями были ущемлены законные интересы индивидуальных предпринимателей.
Учитывая изложенное, суд считает, что оспариваемые решение и предписание Северо-Осетинского УФАС России были приняты в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 23 Закона о защите конкуренции. И руководствуясь статьями 170, 171-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд РСО-Алания в удовлетворении требования Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» о признании незаконными и отмене решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания отказать.
 
 
 
                                                                         Пресс-служба Северо-осетинского УФАС России