"Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий РСО-Алания" искал поддержку в Арбитражном суде. И не нашел.

Регулярно   Северо-Осетинское УФАС России осуществляет государственный контроль соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе. Во время очередной проверки Управление установило, что в газете «Северная Осетия», в разделе «Реклама» было опубликовано объявление, содержание которого полностью соответствовало понятию «реклама», но не отвечало всем требованиям ФЗ «О рекламе».  

     Объявление Фонда  содержало следующую информацию : «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий РСО-Алания» выдает займы индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (кроме лиц, занимающихся производством и продажей алкогольной, табачной и подакцизной продукции) на срок до 1 года, процентная ставка – 10 % годовых»
     Управление посчитало, что такая информация является рекламой. Более того, антимонопольный орган усмотрел в ней рекламу ненадлежащую и недопустимую, так как в ней отсутствовала часть существенной информации о рекламируемом товаре, и возбудил в отношении Фонда и ГУ «Редакция «Северная Осетия» административное дело по признакам нарушения законодательства о рекламе.
     Уже 10.12.2010 антимонопольный орган на заседании Комиссии признал рекламу Фонда ненадлежащей, выдал предписание о незамедлительном прекращении нарушения законодательства и возбудил производство по делу об административном правонарушении в отношении Фонда.
     Однако «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий РСО-Алания» с таким постановлением не согласился и обжаловал его в суд.
     Арбитражный суд по РСО-Алания внимательно изучал материалы дела и объяснения сторон. А дальше начался длительный и напряженный процесс судебных разбирательств.
     Прежде важно отметить, что согласно статье 3 ФЗ «О рекламе» реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.  Реклама должна быть добросовестной и достоверной. А реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования допускать нельзя. Другими словами, в самой рекламе должна содержаться существенная информация, способная вызвать у ее потребителя правильное, неискаженное представление об объекте рекламирования. При всем при этом Закон не требует указания всей существенной информации, но обязывает формировать у потребителя правильное и достоверное представление о том или ином товаре, предлагаемой работе или услуге.
     Таким образом, часть 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» предусматривает ответственность рекламодателя за недостоверную или не до конца раскрытую информацию о товаре. Ведь именно он – рекламодатель, обязан определять содержание рекламы и распространять именно ту информацию, которая соответствует требованиям рекламного и гражданского законодательства.
     Как стало ясно из материалов дела, «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий РСО-Алания» является самостоятельным юридическим лицом и действует на основании Устава. Фонд является некоммерческой организацией, осуществляющей финансовое обеспечение в области государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в РСО-Алания. А учредителем Фонда является Министерство экономического развития РСО-Алания.
     Как подтвердилось материалами дела, в роле рекламодателя объявлений,    являлся непосредственно сам Фонд. Его представители лично обратились к сотрудникам газеты «Северная Осетия» с просьбой опубликовать информацию об их деятельности, которая в дальнейшем была представлена читателям издания под рубрикой «Реклама». Надо сказать, что, несмотря на то, что представители Фонда определяли данную информацию как «простое «Объявление», она, действительно обладала всеми признаками Рекламы (см. статью 3 ФЗ «О рекламе»). Но при этом, информация не содержала всех необходимых и соответствующих ФЗ «О рекламе» сведений. К примеру, в ней отсутствовали сведения о дополнительных условиях рекламируемых финансовых услугах, влияющих на сумму доходов, которые получит воспользовавшийся услугами клиент, или, напротив, сумму расходов, которые он будет вынужден понести. Отсутствие столь важной для потребителя информации стало нарушением части 2 статьи 28 Закона о рекламе. Кроме того, в так называемых объявлениях Фонда содержалась  информация о максимальной процентной ставке и сроке предоставления займа, но отсутствовали важные сведения о неустойке, в случае возникновения задолженности. Также ничего не говорилось и о возможности и порядке изменения процентной ставки займа.
     Представители Фонда микрофинансирования самоотверженно пытались отстоять правоту своей позиции. Одним из аргументов, который они использовали заключался в том, что, исходя из пункта 6 части 2 статьи 2 ФЗ о рекламе, данный Федеральный закон не распространяется на объявления физических или юридических лиц, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. По их утверждениям,  «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий РСО-Алания» является некоммерческой организацией, его деятельность не связана с предпринимательской, а соответственно и законодательство о  рекламе не имеет к нему отношения.
     Однако подобный довод, высказанный представителями Фонда на заседании суда, Арбитражный суд по Республике Северная Осетия – Алания посчитал несостоятельным. Дело в том, что согласно статье 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельна, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке. А если учитывать часть 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, которые являются некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствовать этим целям.
     Из непосредственного Устава Фонда микрофинансирования, а также из выписки ЕГРЮЛ следует, что его основным видом деятельности является и прочее финансовое посредничество. А значит, Фонд вправе осуществлять и иные виды деятельности и. в частности предпринимательскую деятельность.
     Другими слова, характер объявления Фонда микрофинансирования и содержащаяся в нем информация об операциях с денежными средствами свидетельствует о том, что она размещалась с целью осуществления деятельности, направленной на извлечение прибыли и, кроме того, она в полной мере соответствует понятию «Реклама».
     На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд принял решение в удовлетворении требований Фонда «Фонд микрофинансирования малых и средних предприятий РСО-Алания» отказать и оставить в силе постановление Северо-Осетинского УФАС России.   
     Однако на этом история судебных разбирательств не закончена, так как Фонд категорически не согласен и с этим решением и намерен отстаивать свои права теперь уже в апелляционном суде.
 
 
 
      Руководитель Северо-Осетинского УФАС России     
      Джиоев Батырбек Магрезович