Ситуация на российском рынке топлива.

О ситуации на российском рынке топлива/

Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы

В адрес Президента России, Правительства и Федеральной антимонопольной службы поступают многочисленные обращения граждан по поводу наблюдаемого практически во всех регионах страны роста розничных цен на автомобильное топливо. Многие граждане, обращаясь в высшие органы власти Российской Федерации, требуют ввести государственное регулирование цен на бензин и дизельное топливо.

 
Также граждане указывают на недостаточное, с их точки зрения, снижение розничных цен на нефтепродукты по сравнению с уровнем падения мировых цен на нефть, которая является основной статьей затрат на производство автомобильного топлива.
 
Федеральная антимонопольная служба отвечает на поставленные вопросы в пределах своей компетенции.
 
Вопрос: Почему государство не регулирует цены на такой социально значимый продукт, как бензин?
 
Действующими законами Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты, и цены на указанные товары должны формироваться на основе рыночного механизма конкуренции.
 
Вопрос: Россия добывает нефть. Почему во многих странах, например, в США цены на бензин ниже, хотя эти страны импортируют нефть?
 
Практически на всех территориях России уровень конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки (в первую очередь – оптовые) в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикальноинтегрированными нефтяными компаниями – т.н. ВИНКами и их дочерними структурами. Все крупнейшие из ныне действующих нефтеперерабатывающих заводов были построены еще в период плановой экономики в привязке к определенным нефтедобывающим мощностям и для обеспечения нефтепродуктами определенных территорий.
 
Развитию конкуренции препятствует дефицит нефтеперерабатывающих мощностей и нефтехранилищ, высокие экономические и административные барьеры, затрудняющие появление на рынках новых игроков (стоимость строительства нефтеперерабатывающих заводов и нефтебаз, жесткие требования земельного и природоохранного законодательства).
 
Вопрос: Почему в последнее время выросли цены на заправках? Как ФАС России планирует действовать в сложившейся ситуации?
 
Сегодня на розничных ценах на топливо отражается произошедший в мае-июне всплеск оптовых цен, поскольку происходит реализация продукции, закупленной по завышенным ценам.
 
Первое повышение нефтяными компаниями в январе-феврале 2009 года оптовых цен на нефтепродукты (наряду с иными факторами) привело к замедлению снижения цен на нефтепродукты в рознице, а второе повышение нефтяными компаниями в мае-июне 2009 года оптовых цен – к росту розничных цен на нефтепродукты. При этом доходность розничной реализации автомобильного топлива в период с января по июль 2009 года существенно снизилась – например, по бензину АИ-92 розничная наценка в среднем по России снизилась с 6 рублей 91 копейки с литра до 1 рубля 5 копеек.
 
В случае выявления необоснованного роста цен на региональных оптовых и розничных рынках, территориальные управления ФАС России также возбуждают дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении продавцов, реализующих нефтепродукты в опте, мелком опте и рознице.
 
В настоящее время Федеральная антимонопольная служба установила, что крупнейшие вертикальноинтегрированные нефтяные компании в январе-феврале и в мае-июне 2009 года искусственно создали на оптовом рынке автомобильного топлива дефицит и спровоцировали ажиотажный спрос со стороны перепродавцов автомобильного топлива, что привело к резкому и практически единовременному повышению оптовых цен и явилось причиной роста розничных цен в регионах Российской Федерации.
 
ФАС России квалифицировала указанные действия крупнейших нефтяных компаний - ОАО «Лукойл», ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» - как очередные нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». В настоящий момент уже приняты решения о признании ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» нарушившими антимонопольное законодательство в первую половину 2009 года, компании будут привлечены к административной ответственности с учетом повторного совершения нарушения законодательства.
 
Вопрос: Какие рыночные факторы оказывают влияние на стоимость топлива?
 
При оценке обоснованности уровня цен на автомобильное топливо необходимо также обратить внимание на следующие объективные обстоятельства:
 
При сопоставлении динамики цен на нефтепродукты с уровнем падения мировых цен на нефть нельзя не учитывать изменения курса российской валюты и установленную величину вывозной пошлины, поскольку цена нефти на внутреннем рынке формируется на основе мировых цен.
 
Существенное влияние на ценообразование оказывают также европейские цены на нефтепродукты – производители могут выбирать между поставкой на внутренний рынок и экспортом, и в случае превышения потенциальной доходности экспорта, предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке уменьшается, что приводит к росту цен.
 
Вопрос: Какие полномочия есть у ФАС России для пресечения нарушений на рынке топлива?
 
ФАС России и ее территориальные органы проводят постоянный мониторинг состояния оптовых и розничных рынков нефтепродуктов и уровня цен в регионах.
 
ФАС России, действуя на основе Федерального закона «О защите конкуренции», пресекает злоупотребления со стороны монополистов (хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара). Нарушения в первую очередь выражаются в установлении монопольно высоких цен на нефтепродукты в оптовом и розничном звене. В указанных случаях ФАС России вынужденно вмешивается в процессы ценообразования на монополизированных оптовых и розничных рынках нефтепродуктов.
 
В соответствии со своими полномочиями, на основании норм Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», при выявлении факта ценового сговора, установления монопольно высоких цен или иных злоупотреблений доминирующим положением и наличии надлежащих доказательств, Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные управления выносят предписания об устранении нарушений и совершении действий, направленных на развитие конкуренции и налагают на нарушителей административные штрафы, размер которых рассчитывается в процентах от годового оборота компании.
 
Вопрос: Что уже сделано для борьбы с монополистами?
 
Всего 2008-2009 году ФАС России и ее территориальные органы уже рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяных компаний, как в опте, так и рознице. По 113 делам приняты решения о признании факта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд. рублей. Большая часть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании:
ОАО «ТНК-ВР Холдинг» - 1 112 448 795,36 рублей,
ОАО «Газпром нефть» - 1 356 560 819,53 рублей,
ОАО «ЛУКОЙЛ» - 1 443 072 960,13 рублей,
ОАО «НК «Роснефть» - 1 508 688 396,37 рублей
            По делам в регионах совокупный размер штрафов приближается к 1,5 млрд. рублей.
Кроме того, законность и обоснованность решений антимонопольных органов во многих случаях подтверждаются судами, порядка 10 решений уже прошли три судебные инстанции, десятки других – арбитражными и апелляционными судами.
 
Вопрос: Где можно получить информацию о ситуации на рынке бензина в моем регионе?
 
Учитывая, что тенденции по изменению цен на топливо в регионах России носят схожий характер, ФАС России размещает на своем сайте материалы о ситуации на рынках нефтепродуктов, возбужденных делах и принятых решениях, а также на сайтах соответствующих территориальных управлений (адреса и контакты можно найти на fas.gov.ru, раздел «О ФАС России», далее «Территориальные органы ФАС России»).
 
Ситуация с нефтепродуктами в Северной Осетии
 
По результатам изучения ситуации на рынке нефтепродуктов в Северной Осетии, Северо-Осетинским УФАС России установлено, что наиболее крупными хозяйствующими субъектами розничного рынка нефтепродуктов являются ООО “ЮНГК”, у которого в пользовании находятся 15 АЗС; ООО “Энергос” (12 АЗС), ОАО “НК Роснефть-Артаг” (7 АЗС), ООО “Рома” (7 АЗС), ООО “Энергия” (5 АЗС). На протяжении 3 лет управлением проводится еженедельный мониторинг цен на нефтепродукты марок А-76 (80), Аи-92, Аи-95 и дизтопливо. В результате анализа данных ценовой политики пяти наиболее крупных хозяйствующих субъектов выявлено, что в марте - сентябре 2008 года происходило увеличение цен на нефтепродукты в среднем на 1 рубль в месяц, а с октября 2008 по февраль 2009 года наблюдались незначительное снижение и поддержание на одном уровне цен. Причем указанные колебания происходили на одну и ту же величину. Такая динамика цен и поведение хозяйствующих субъектов позволили сделать вывод о том, что со стороны ООО “ЮНГК”, ООО “Энергос”, ОАО “НК Роснефть-Артаг”, ООО “Рома”, ООО “Энергия” совершались согласованные действия на рынке нефтепродуктов, которые являлись относительно синхронными и единообразными. Федеральным законом “О защите конкуренции”, а именно – пунктом 1 части 1 статьи 11 запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен. Именно по данному факту Северо-Осетинским управлением ФАС России 11 февраля 2009 года были возбуждены и расследуется дела в отношении пяти указанных компаний. Сговор и согласованные действия доказать очень сложно, поэтому рассмотрение дел продолжается по сегодняшний день. Владельцы автозаправочных станций основной причиной высоких цен на реализуемую продукцию называют рост оптовых цен на топливо, поставляемого нефтяными компаниями и высокую налоговую нагрузку.
А на вопрос, почему цены на нефть снизились, но это никак не отразилось на розничных ценах хозяйствующие субъекты поясняют, что это связано с тем, что в настоящее время в России продается бензин, который был сделан из дорогой нефти. С падением цен на нефть можно ожидать снижения цены и на автомобильное топливо.