Реклама наших дней

Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия- Алания 15 лет. Это время для сотрудников управления было периодом наряженной плодотворной работы. Период становления службы совпал с периодом возникновения и развития рынка рекламных услуг. Бизнес на конкурентных рынках не может существовать без рекламы. В современном деловом мире нет области более неоднозначной, чем область рекламной деятельности. Ведь никто не спорит, что цель рекламы - это формирование спроса на товары, услуги, работы. Но каким путем рекламные деятели идут к целям, как порой бывают замысловаты их дороги. На протяжении 15 лет рынок рекламных услуг в республике динамично развивался в различных его сегментах: телевизионном, печатном, наружной рекламе, радиорекламе. Появилось значительное количество участников рекламного рынка: если в начале 90-х годов рекламной деятельностью в республике занимались 2 рекламных агентства, лишь в некоторых газетах и журналах отводилось немного места для рекламных сегодня картина иная: 12 рекламных агентств занимаются изготовлением наружной рекламы, выпуском различной рекламной продукции, 6 средств массовой информации специализируются только на публикации рекламной информации, 7 телеканалов, 5 радиостанций ежедневно по несколько часов транслируют рекламу. На рекламную деятельность в Российской Федерации распространяются как общие положения права, сформулированные в Конституции РФ, Гражданском Кодексе, так и специальные законы, в частности, Федеральный закон «О рекламе» № 38-ФЗ, который действует с 1 июля 2006 года. Целью закона является развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы предупреждение нарушений законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. Осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы, а именно: предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе - эти вопросы постоянно находятся в поле зрения внимания сотрудников управления. Как же соблюдается участниками рекламного рынка одно из основных требований рекламного законодательства: обеспечение прав потребителей на получение достоверной и добросовестной информации о рекламируемых услугах, наличие в рекламе информации соответствующей действительности? Если в начальный период основными нарушениями законодательства о рекламе было отсутствие в рекламах сведений о лицензии, пометок «подлежит обязательной сертификации», то в настоящий момент виды нарушений несколько изменились. Если обратиться к официальным данным статистики за 2008 год то можно отметить, что в прошедшем году нами рассмотрено 35 фактов нарушения законодательства о рекламе. Возбуждено 30 дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения вынесено постановлений о наложении штрафа на сумму 264 тыс. руб. Наиболее распространенными нарушениями в данной сфере явились нарушения общих требований, предъявляемых к рекламе любых финансовых услуг. Значительную долю среди указанных нарушений составили случаи распространения ненадлежащей рекламы кредитов. Примерами таких нарушений могут выступать случаи рекламы потребительского кредитования, осуществляемого кредитными организациями, в которой отсутствуют все условия, определяющие стоимость кредита для потребителя. В частности, нередко банки в рекламе указывают процентную ставку по кредиту, умалчивая о дополнительных платежах, увеличивающих стоимость кредита для заемщика (плата за открытие кредитной линии, платежи за обслуживание счета и др.). Кроме того, весьма заметную долю нарушений в сфере рекламы финансовых услуг составляют нарушения в рекламе, связанной с привлечением денежных средств для строительства или приобретения жилых помещений. Продолжает оставаться серьезной проблема, связанная с распространением ненадлежащей рекламы лекарственных средств, пищевых и биологических добавок. Значительное превышение уровня звука при трансляции рекламы вызывает много нареканий со стороны потребителей рекламы. Привлечь к ответственности виновного в распространении «громкой» рекламы возможно только в том случае если будет измерен ее звук. Однако на практике пока нет ни одного регламента, устанавливающего методику измерения звука, его сравнительной оценки, средний показатель звука громкости передачи. В настоящее время Федеральной Антимонопольной службой России ведется работа по разработке технического регламента и обеспечению соответствующей аппаратурой. В процессе осуществления государственного контроля соблюдения рекламного законодательства за весь прошедший период было рассмотрено 545 дел, связанных с нарушением требований ФЗ « О рекламе», возбуждено 347 административных дела. За последние 5 лет за нарушение законодательства о рекламе перечислено в доход государства штрафов на сумму более 1,5 млн. руб. Приведенные данные лишь небольшая часть выявленных нарушений законодательства о рекламе, безусловно, их конечно больше. В тоже время надо отметить происходящие на рынке рекламных услуг республики процессы постепенно приобретают цивилизованный характер. Эти процессы будут сопровождаться ошибками неудачами, а также успехами, победами - в общем всем тем, что характерно для любого нового и прогрессивного. Главный специалист СО УФАС РФ Дмитриева Е.