ЖКХ И АМС - действие или бездействие?

С 1 марта 2006 года вступил в действие новый Жилищный кодекс Российской Федерации, предусматривающий, в частности, переход к новым формам управления многоквартирным домом. Кодекс впервые определил понятие управление многоквартирным домом как деятельность, обеспечивающая благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов пользования этим имуществом, а также предоставление коммунальных услуг всем гражданам, проживающим в таком доме. Для этого, собственникам помещений необходимо выбрать на общем собрании способ управления домом. Если собственниками помещений в многоквартирном жилом доме в течение года не выбран способ управления или если принятое ими решение о выборе способа управления не было реализовано, то орган местного самоуправления обязан выбрать управляющую организацию, которая должна управлять этим многоквартирным домом. Чтобы установить, что в течение года собственники помещений в многоквартирном доме так и не выбрали способ управления своим домом, органу местного самоуправления необходимо выяснить, проводилось ли общее собрание собственников помещений, проверить его легитимность и ознакомиться с содержанием решения собрания, которое должно фиксироваться в протоколе. По закону орган местного самоуправления организует открытый конкурс среди управляющих компаний. С победителем конкурса каждый из жильцов-собственников обязан заключить договор управления домом. Кодекс предусматривает меры защиты прав собственника помещения в многоквартирном доме, в котором в течение года не выбран способ управления домом, или решение о способе управления принято, но не реализовано. Если муниципалитет в этой ситуации своевременно не исполнил обязанность по организации открытого конкурса среди управляющих организаций, то любой заинтересованный собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в суд с требованием обязать органы местного самоуправления выбрать управляющую организацию. Федеральная Антимонопольная Служба осуществляет контроль за реализацией полномочий органов местного самоуправления, по проведению конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, в которых собственники помещений не выбрали способ управления своими домами или не реализовали принятые решения. Согласно результатам мониторинга рынка услуг по управлению многоквартирными домами по РСО-А, проведенного по муниципальным образованиям за период с 1 января 2007 года по 1 мая 2008 года установлено, что Администрации местного самоуправления Алагирского, Кировского, Ардонского, Моздокского районов, поселений Притеречное, Павлодольское, Садовое передали весь жилищный фонд в управление. Собственники помещений многоквартирных домов данных администраций реализовали свое право выбора способа управления многоквартирными домами посредством создания ТСЖ, ЖСК, ЖК, специализированных потребительских кооперативов и выбором управляющей организации на общем собрании собственников многоквартирных домов. Вместе с тем, в отдельных АМС способ управления остался не выбран. АМС г.Владикавказ, АМС Правобережного района, АМС Пригородного района, АМС Ирафского района и АМС Дигорского района в силу тех или иных причин не уложились в сроки, или вовсе не провели конкурс. Их "бездействие" рассматривалось сотрудниками Северо-Осетинского Управления Федеральной Антимонопольной Службы как нарушение закона «О защите конкуренции». С целью недопущения нарушений СО УФАС РФ возбудило дела в отношении всех вышеперечисленных органов местного самоуправления. По состоянию на 1 мая 2008 года они не провели ни одного конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, а значит, нарушили часть 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», что повлекло за собой ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими управление многоквартирными домами. На заседаниях комиссии каждый из нарушителей пытался объяснить причину своего бездействия. Так, например, представитель администрации Правобережного района объяснял комиссии то, что в некоторых многоквартирных домах уже выбран способ управления домами – товарищество собственников жилья. Но в большинстве многоквартирных домов способ управления еще не выбран. Он заверил комиссию в том, что в настоящий момент ведется работа по регистрации и оформлению документов в налоговых органах. Представитель Администрации Дигорского района объяснял то, что на момент, когда необходимо было провести открытый конкурс, отсутствовала организация, которая выполняла бы функции управляющей компании. Представитель так же пояснил, что из-за отсутствия практики по проведению подобных мероприятий, им приходилось обращаться за помощью в Республиканский Жилищный Комитет. Это, по его словам, препятствовало быстрому и своевременному проведению конкурса. Ссылаясь на нехватку времени, комиссия не раз напомнила Администрациям о сроках проведения конкурса (с 1 января 2007 года по 1 мая 2008 года), в которые наверняка можно было уложиться. Тяжелее обстояло дело с Администрацией г.Владикавказа. В результате проверок оказалось, что способ управления 1994 домами, что составляет 3599,2 тысяч квадратных метров жилищного фонда, собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран. Эти цифры свидетельствуют не только о крайне низкой активности населения в реализации своих жилищных прав, но и о нежелании органов местного самоуправления проводить конкурсы по выбору управляющих организаций. Комиссия выслушала представителя АМС г. Владикавказ, который пояснил, что вопросами проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами органом местного самоуправления занимается Комитет ЖКХ при АМС г. Владикавказ. По сведению Комитета ЖКХ были составлены списки домов и переданы в Управление по закупкам и торгам после 1 мая 2008г. Пояснить издавались ли нормативно-правовые акты АМС г. Владикавказ по проведению выбора управляющей компании и утвержден ли график проведения конкурса по отбору управляющих компаний – представитель Администрации не смогла. В адрес Главы АМС г. Владикавказ было направлено определение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства. Администрации необходимо было представить письменное объяснение о причинах не проведения конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами. Однако запрашиваемая информация Администрацией местного самоуправления г. Владикавказ на рассмотрение дела представлена не была. Таким образом, рассмотрев представленные документы и выслушав доводы всех сторон, Комиссия решила выдать Администрациям местного самоуправления предписания о прекращении нарушения ФЗ «О защите конкуренции», и обязала их в срок 30.09.2008г. провести конкурсы по выбору управляющей организации. А вот Главу АМС г. Владикавказ СО УФАС привлекла к административной ответственности. Конечно, бездействие Администраций местного самоуправления противоречит общей природе гражданско-правовых полномочий и ведет к его одностороннему произволу. Более того, эти результаты, в конечном итоге, сдерживают демонополизацию и реформирование сферы обслуживания многоквартирных домов и не дают возможности гражданам получать качественные услуги.